Наверняка, все кто хоть раз сталкивался со студийной портретной съемкой, детской, предметной или даже фуд съемкой, знают, что качество фона имеет огромное, если и не решающее значение. Как часто приходилось отбраковывать свои фотографии из-за несоответствия фона со всем остальным содержимым. Смею Вас уверить, Вы не единственный кто так делал. Я — яркое тому доказательство. В данный момент я могу смело называть себя экспертом в данной сфере фотографии, поэтому готов поделиться с вами своим многолетним опытом и наблюдениями в выборе необходимого фона.
Итак, начнем с самого начала!
Итак, любой составляющей хорошего фотопортрета является фон. Зачастую мы его не замечаем, но это вовсе не означает, что его нет, а означает это совершенно другое, а именно то, что мы выбрали хороший фон для нашего фото. Независимо от того, снимаем ли мы человека в интерьере, на природе, в студии на фоне студийной стены, фон всегда присутствует на фотографии. И если для портрета в интерьере, присутствующий фон помогает воссоздать атмосферу необходимую художнику для полноты ощущения действия или ситуации, в которой оказался герой снимка, то в камерном портрете фон существует чаще для того, чтобы ничего не отвлекало зрителя от главного героя снимка. Именно поэтому, хорошо подобранный фон не бросается в глаза и не контактирует с героем снимка, а создаёт атмосферу при которой ни, что больше не отвлекает от главного персонажа. И поскольку мы уже выяснили, что хороший фон — это необходимый атрибут при съёмке камерного портрета, давайте разберём основные качества, которыми должен обладать фон, чтобы не испортить результата нашей съёмки.
Сравните один и тот же портрет с использованием фона и без него.
На протяжении пяти лет я использовал на съёмке различные виды фонов, от недорогих китайских, до увесистых и «монолитных» фонов на холстах. И сделал определённые наблюдения. Итак:
- Первым пунктом я бы хотел выделить такое свойство фона как насыщенность. Все фотографы прекрасно знают о чем я говорю. Чрезмерно насыщенный или пестрый фон способен испортить любой портрет. Зритель интуитивно будет обращать свой взгляд от главного героя снимка. Выше я привёл пример неудачного фона. На фотографии красивая девушка, но она теряется на пестром фоне из ткани. Взгляд зрителя перемещается по изображению и не может сосредоточиться на герое снимка. Стоит отметить, что насыщенность фона, а равно как и его яркость фотограф может регулировать положением фона относительно источника света, но это уже совершенно другая история, не относящаяся к теме нашего поста. Итак, слишком пестрый фон отвлекает внимание зрителя и поэтому нужно быть очень внимательным при использовании таких фонов.
- Яркость. Этот пункт очень схоже по своим характеристикам с предыдущим пунктом. Чересчур яркий фон будет отвлекать внимание зрителя на себя и к тому же, при использовании светлых фонов гораздо сложнее воссоздать объём композиции будущего произведения. Не смотря на это, многие авторы очень умело пользуются свойствами белого фона на своих фотографиях.
- Я бы не стал присваивать отдельный пункт следующему свойству, но и включать его в состав предыдущего было бы не совсем корректно, так как речь пойдёт о бликах. Блики на фоне недопустимы. При правильном построенной экспозиции, блики на фоне будут белесыми пятнами на снимке. Участки с бликами не содержат информации или содержат недостаточное ее количество, а это несомненно приведёт к тому, что у зрителя будет создаваться ощущение неполноты вашего произведения.
- Хороший фон гармонирует со всем, что есть на вашей фотографии. Этот пункт стоит развернуть чуть шире, так как речь здесь идёт непосредственно о цвете вашего фона. Наряду с универсальными цветовыми решениями, которые можно использовать в большинстве произведений есть и менее вариативные решения- фоны которые вы будете использовать под одну-две съёмки. В моем арсенале на данный момент чуть более 30 фонов, которые я использую по мере необходимости на творческих и коммерческих проектах, но несомненно одним из моих любимых фонов является фон малахит. Думаю, те кто хоть немного знаком с моим творчеством уже не раз обращали на него своё внимание. Помимо приятного глазу, благородного темно-зелёного цвета, он обладает идеальной яркостью, насыщенностью и легкой рельефной текстурой золотого цвета. Итак, плавно мы переходим к последнему пункту- текстуре.
- Текстура. Текстура фона, его рельефность и … придают не только необходимый объём изображению, но и исключают эффект «невесомости». Этот эффект очень часто можно встретить на каталожных снимках. Когда съёмка проходит с использование циклорамы либо бумажных фонов. Но главной задачей каталожной съёмки является- показать максимально выигрышно одежду или аксессуары, поэтому создание эффекта «невесомости» вполне оправданно. Глаз зрителя видит только предмет съёмки, не обращая своего внимания на фон. Снимая же художественный портрет, мы уделяем внимание всему: и объекту съёмки и его окружению. И поэтому (если у вас не стоит задачи или художественной идеи) «подвешивать» объект в невесомости, мы должны использовать любую возможность, чтобы показать всю глубину изображения.
Какие же бывают фоны, их плюсы и минусы:
- Чуть выше я уже упомянул о недорогих китайских фонах. Это фоны с совершенно разными текстурами и цветом. Все они отпечатаны на материале напоминающем нашу клеенку, только очень тонкую. К сожалению, производители таких фонов не в курсе описанных нами выше характеристиках хороших фонов, поэтому из всей линейки предлагаемых вариантов, вы сможете выбрать не более 2х-3х вариантов. Так же, помимо небогатого выбора, к минусам стоит отнести то, что эти фоны быстро теряют свой цвет и текстуру в процессе использования. Они быстро приобретают заломы и трещины, поэтому использовать такие фоны в качестве мобильного варианта удобно, но не практично. Хотя, стоит отметить, что для фотографов практикующих съёмки «налегке», когда съёмка проходит в арендованной студии, а с собой у фотографа только фотоаппарат и пара объективов, взять с собой такой фон не представляет никаких трудностей.
- Бумажные фоны. Это наиболее часто используемый вид фонов. В настоящее время наличие разноцветных бумажных фонов в студиях — это скорее норма, нежели достоинство любой уважающей себя студии. Из плюсов можно отметить, что это всегда (ну или почти всегда, если хозяева студии не экономят на своих клиентах и не используют повторно) чистые фоны. Богатый цветовой выбор (как правило для каталожных съёмок). Из минусов: отсутствие текстуры, отсутствие мобильности (скорее всего фоны закреплены на одной стене и это мешает вашей мобильности относительно пространства зала студии).
- Фоны на холстах. В настоящий момент этот вид фонов является самым удачным для портретиста. Из минусов: они большие и не самые удобные при съёмке за периметрами одной локации. Требуют бережного отношения. Не в каждой студии есть мобильные стойки для фонов. Из плюсов: пожалуй самый «жирный» плюс — это их уникальность, а именно уникальность рисунка и текстуры. Заимев в свой арсенал такой фон, вы будете знать на 100%, что ни у кого точно такого же не будет. Эти фоны имеют текстуру, что придаёт дополнительный объём фотографии, а так же цветовую вариативность, так как пишутся они в ручную и цветовая гамма, а так же насыщенность и плотность цвета зависят уже только от вашего вкуса. Это идеальный выбор для владельцев мини студий или для хозяев, так называемых домашних фотостудий. В любой момент можно снять один фон и повесить на его место другой, тем более, что это занимаем не более трёх минут вашего времени. Не смотря на отсутствие своей фотостудии, я выбрал для себя, именно такой вид фонов. А с недавнего времени, я начал делать эти фоны самостоятельно, но это уже тема для отдельного поста.
Сегодня мы разобрали как выбрать фон для портрета, как не ошибиться в выборе и поговорили о плюсах и минусах различных вариантов задников. Чуть позже я опишу процесс создания своего собственного фона, тем более, что это совершенно несложно.